Жилищное строительство служит мультипликатором развития многих отраслей и социально-экономических процессов в РФ и определяет необходимость учета в данном национальном проекте взаимодействие с другими национальными проектами, особенно в сферах демографии, экологии, пространственного развития РФ.

Автор(ы):
Кривов А.С.


Содержание

Правительство РФ должно обеспечить в качестве одной из национальных целей развития РФ улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно.
Должны быть в срок до 1 октября 2018 г. утверждены:
• Основные направления деятельности Правительства и
• Прогноз социально-экономического развития РФ на период до 2024 г.
Достижению указанной национальной цели служит национальный проект (программа) по направлению «Жилье и городская среда». При разработке национального проекта в сфере жилья и городской среды необходимо в 2024 году достигнуть целей и целевых показателей, ключевыми из которых являются:
• увеличение объемов жилищного строительства не менее чем до 120 млн. кв. м в год,
• обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилого фонда,
• обеспечение доступным жильем семей со средним достатком,
• кардинальное повышение комфортности городской среды.
Достижение поставленных целей осуществляется за счет постановки и решения задач в конкретных условиях срока и специфики каждого из указанных целевых показателей. Жилищное строительство служит мультипликатором развития многих отраслей и социально-экономических процессов в РФ и определяет необходимость учета в данном национальном проекте взаимодействие с другими национальными проектами, особенно в сферах демографии, экологии, пространственного развития РФ.
Применительно к НП «Жилье и городская среда», целям и целевым показателям проекта будут укрупненно соответствовать следующие основные части:
1) выход на объемы жилищного строительства 120 млн. кв. м в год;
2) комфортность городской среды;
3) формы инвестиционно-ресурсного обеспечение потребителей объектов ж/с и строительства как производственного комплекса;
4) институциональное и нормативно-правовое обеспечение развития жилищного строительства до уровня заданных целевых показателей.
При формировании ориентирующего (целевого) прогноза в части целей НП «ЖиГС», Правительству совместно с субъектами РФ требуется определить структуру и состав целевых показателей, которые следует принять по разделам и составу разделов по аналогии со статистической отчетностью.
По пункту 1: прогноз структуры и состава жилищного строительства на 2024 год по показателям и элементам для решения практических задач выбора направлений развития:
• многоквартирное домостроение (МКД) – индивидуальное жилищное строительство (ИЖС);
• предполагаемые средняя этажность и удельный выход застройки кварталов, жилых зон и зон КОТ при МКД и ИЖС;
• показатели средней жилищной обеспеченности на 1 человека согласно прогнозам СЭР субъектов РФ,
• структуры квартир по числу комнат и площади в увязке с демографическими прогнозами субъектов;
• ориентировочный прогноз размещения жилищного строительства на территории страны по прогнозам субъектов РФ,
• ориентировочная оценка балансов землепользования по землям поселений и их составу – земли застройки, включающие земли сельхоз-использования, озеленения, производственные и др.
• ожидаемых объемов строительства по федеральным округам, в основных агломерациях и системах расселения в увязке со Стратегией пространственного развития РФ согласно п.15 Указа.

Далее необходимо решить вопрос расширяемого использования современных технологий и материалов:

• для МКД с учетом их этажности – энергоэффективных и минимизирующих затраты на утилизацию, завершающую жизненный цикл объектов;
• для ИЖС – развитие индустрии деревянного домостроения, экономичного и адекватного условиям России как первой в мире страны по запасам лесных ресурсов.
Сектор ИЖС занимает около 40% от годовых объемов ввода. Средняя площадь жилых единиц составляет 100-120 кв. м против 51 кв. м в МКД.
Около трети городских семей страны имеют в дополнение к городской квартире загородный дом. При этом в статистике не учитываются 17 млн. единиц дачных строений на индивидуальных участках вне земель поселений, либо новых объектов, не полностью отвечающих нормативам. Семьи, обратившиеся к ИЖС, имеют возможность получения кредитов, разного рода субсидий и иных форм содействия.

Устойчивое сокращение непригодного для проживания жилого фонда за счет переселения граждан в жилище по действующим нормативам, осуществляется с последующими сносом либо реконструкцией объектов.
Следует отметить крайне острую для многих городов проблему накопления и утилизации мусора, в том числе строительного и особенно железобетона. Предлагается ввести расчет полного жизненного цикла объектов и застройки в этапах «строительство – эксплуатация – утилизация», учитывая, что сотни миллионов кв. м панельных домов строительства 60-70-х годов могут стать источником более чем миллиарда тонн мусора.
Необходима структурная модель отрасли, включающая ее отдельные сектора и сопутствующие отрасли производства: строительных материалов, машин, механизмов, инженерного оборудования. Номенклатура и состав продукции, выпускаемой сопутствующими отраслями, в значительной мере зависит от структуры и типологии строительства, соотношения МКД и ИЖС, средней этажности, конструктивно-технологических систем и характера инженерного оборудования застройки.

По пункту 2 признано целесообразным ввести исходное разграничение комфортности для трех видов городской среды:
1)жилой,
2)общественной,
3)производственно-транспортной.
Содержание комфортности по каждой из них различается принципиально:
• жилая – дворы, кварталы, где тишина, детские площадки, зелень, отсутствие движения автомобилей;
• общественная – улицы, бульвары, скверы, площади, реклама, торговые центры, движение потоков транспорта и/или пешеходов;
• производственно-транспортная и транзитная – магистрали, развязки, реклама, системы освещения, складские и производственные корпуса, макро-графика и реклама.
Для каждой из сред будут действовать разные нормативы шумового и светового режимов, пропускной способности, инженерной защиты территории, что должно быть отражено в положениях национального проекта и, соответственно, в прогнозах социально-экономического развития.
По пункту 3 в настоящее время осуществляется ряд мер по изменению форм аккумуляции средств, направляемых гражданами в строительство. Проблема дольщиков с негарантированными обязательствами застройщиков привела к массовым случаям срыва обязательств перед людьми. Привлечение банков и специфических целевых инструментов накопления, условий расходования и введение критериев достаточной дееспособности подрядных организаций, направлено на упорядочение и обеспечение надежности указанных процессов.
По п.4 признано необходимым провести целевую корректуру нормативно-правовых актов, регулирующих подготовку документов территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, а также порядка разработки и использования типовой проектной документации. Вовлечение в градостроительную деятельность около 1 миллиона га территорий для размещения 600-700 млн. кв. м строящегося жилья с комплексом сопутствующих объектов социальной, инженерной, дорожной инфраструктуры к 2024 году, потребует пересмотра методов территориального планирования и градостроительного зонирования, упорядочивания системы нормативов градостроительного проектирования и перехода от «муниципальной» центровки градостроительства к макрорегиональной и федеральной:
системам расселения;
транспортным коридорам, узлам и линиям магистральной инфраструктуры;
агломерациям –
как основным единицам пространственного развития страны.
Возможно рассмотреть целесообразность организации государственно-частного/общественного партнерства в управлении проектом (Совет Национального Проекта) под руководством курирующего заместителя Председателя Правительства РФ с участием представителей Федерального Собрания РФ, общественных и заинтересованных организаций.