Научно-технологическое развитие Российской Федерации сталкивается с необходимостью решения современных вызовов. Экстенсивная эксплуатация сырьевых ресурсов, демографический переход обусловленный увеличением продолжительности жизни и сокращение численности населения, необходимость воспроизводства природных ресурсов, потребность продовольственной независимости России, рост значения энергетических систем, угрозы национальной безопасности являются целевыми для эффективного освоения и использования пространства РФ, в том числе для преодоления диспропорций в социально-экономическом развитии территории страны.
Автор(ы):
Чабдаров М.М.
Содержание
Введение
Научно-технологическое развитие Российской Федерации сталкивается с необходимостью решения современных вызовов. Экстенсивная эксплуатация сырьевых ресурсов, демографический переход обусловленный увеличением продолжительности жизни и сокращение численности населения, необходимость воспроизводства природных ресурсов, потребность продовольственной независимости России, рост значения энергетических систем, угрозы национальной безопасности являются целевыми для эффективного освоения и использования пространства РФ, в том числе для преодоления диспропорций в социально-экономическом развитии территории страны.
В выступлении Президента Российской Федерации В.В.Путина на Съеде РСПП в марте 2017 года отмечено, что адаптация экономики к новым внешним условиям и «особые усилия были направлены на обеспечение макроэкономической стабильности. Для поддержки целого ряда отраслей были реализованы специальные антикризисные меры.Запущены программы импортозамещения и содействия экспорту, нацеленные на изменение сырьевой структуры российской экономики, на развитие отечественной промышленности. В период экономической нестабильности мы не упускали из виду Долгосрочные планы развития. Сейчас, когда период адаптации экономики к новым условиям практически завершён, эти задачи становятся ключевыми». [1].
Наиболее важными направлениями являются «необходимость проведения серьёзных структурных преобразований, существенное увеличение производительности труда и обеспечение промышленности квалифицированными кадрами, ускорение разработки и внедрения передовых технологий, с помощью настройки налоговой системы, качественное улучшение делового климата и формирование условий для привлечения инвестиций, для создания новых рабочих мест». Президент подчеркнул, что такие условия должны быть созданы на федеральном, региональном, и на муниципальном уровне.
В докладе отмечено «необходимость сосредоточить особое внимание на совершенствовании налоговой системы. Очевидно: её задача не только в пополнении бюджета, она призвана стать одним из мощных инструментов стимулирования развития отечественной экономики и социальной сферы, регионов, муниципалитетов».[1].
Методы и методология исследования
В целях существенного повышения качества жизни населения и реакцией на современные вызовы, определенные в Указе Президента РФ № 602 от 1 декабря 2016 года. «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» следует предложить разработку градостроительной документации территорий с доминированием объектов научно-технологического развития. [2].
Факторами и условиями регионального развития, оказывающими влияние на формирование и реализацию государственной политики регионального развития являются федеральное устройство Российской федерации и самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления своих полномочий.
Условиями регионального развития в соответствии с указом Президента Российской Федерации № 13 от 16 января 2017 года (3) выступают:
-
размер территории Российской Федерации и протяженность государственной границы, количество приграничных государств;
-
географические, природно-климатические, демографические и социокультурные особенности регионов;
-
различия в уровне социально-экономического развития регионов, система размещения производительных сил и расселение населения;
-
транспортная, энергетическая и инженерная инфраструктурная обеспеченность и уровень их интеграционного взаимодействия.
При соблюдении принципов по обеспечению и реализации государственной политики регионального развития необходимо соблюдение баланса между наращиванием экономического потенциала регионов и сохранением комфортной среды жизнедеятельности населения.
Указом Президента РФ от 19 апреля 2017 года № 176 утверждена Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года. (4). Среди основных механизмов реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности является проведение стратегической экологической оценки проектов и программ развития Российской Федерации, макрорегионов, субъектов РФ, муниципальных образований, оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а также экологической экспертизы и экспертизы проектной документации, экспертизы промышленной безопасности.
Для механизмов оценки состояния экологической безопасности и контроля за реализацией Стратегии оценка состояния экологической безопасности осуществляется с использованием 18 основных индикаторов (показателей).
Перечень индикаторов (показателей) состояния экологической безопасности может уточняться по результатам контроля за реализацией Стратегии в процессе развития нормативно-правовой базы РФ в области охраны окружающей среды и природопользования.
Результаты реализации Стратегии должны стать обеспечение экологической безопасности, качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики, ликвидации накопленного вреда окружающей среде обеспечение гидрометеорогической безопасности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.
Основные инструменты реализации Стратегии являются государственные программы РФ и непрограммные направления деятельности, государственные программы субъектов РФ и муниципальные программы.
Методы применения набора показателей для управления и измерения эффективности городских услуг и качества жизни независимо от размера и местоположения определены в международном стандарте ИСО 37120:2014 «Устойчивое развитие сообщества. Показатели городских услуг и качества жизни».
В соответствии с нормативными требованиями стандарта основные 48 показателей сгруппированы по 22 темам: экономика, образование, энергетика, окружающая среда, финансы, ликвидация пожаров и чрезвычайных ситуаций, руководство, здравоохранение, отдых, безопасность, кров, твердые отходы, телекоммуникации и инновации, транспорт, градостроительство, сточные воды, вода и санитарно-гигиенические условия, отчетность и ведение учета.
Предложенные темы и основные и вспомогательные показатели в целом отражают структуру действующих нормативных требований в градостроительстве СП 42.13330.2016, являющейся базовым для работ по региональному развитию, градостроительству, планировке и застройки городских и сельских поселений.
Существующие показатели Росстата по социальному положению и уровню жизни населения России имеют более полный перечень показателей, который может быть использован для расчета других интегрированных международных показателей.
В социально-экономическом развитии Российской Федерации представлены основные макроэкономические показатели и социально-экономические индикаторы уровня жизни населения, состояния бюджетной системы России, а также некоторые показатели системы национальных счетов.
Валовой внутренний продукт(ВВП) характеризует конечный результат производственной деятельности экономических единиц - резидентов, который измеряется стоимостью товаров и услуг, произведенных этими единицами для конечного использования.
ВВП при расчете производственным методом получается как сумма валовой добавленной стоимости всех отраслей или институциональных секторов в основных ценах плюс чистые налоги на продукты.
ВВП, полученный методом формирования по источникам доходов, складывается из оплаты труда наемных работников, валовой прибыли всех отраслей или институциональных секторов и чистых налогов на производство и импорт. Этот метод не является самостоятельным, поскольку в соответствии с принятой методологией не все показатели доходов получаются путем прямого счета, часть из них исчисляется балансовым методом.
ВВП, рассчитанный методом использования доходов, представляет собой сумму расходов всех институциональных секторов на конечное потребление, валовое накопление и чистый экспорт.
Валовой региональный продукт (ВРП)– обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг для конечного использования. Одновременно представляет собой валовую добавленную стоимость товаров и услуг, созданную резидентами региона и определяется как разница между выпуском и промежуточным потреблением. ВРП рассчитывается в текущих основных ценах без чистых налогов на продукты, а также в постоянных ценах.
Показатель ВРП является по своему экономическому содержанию весьма близким к показателю валового внутреннего продукта (ВВП). Сумма валовых региональных продуктов по России меньше ВВП поскольку ВРП охватывает неполный круг экономических операций по производству товаров и услуг, совершаемых на данной территории. В частности, на уровне региона сложно корректно оценить экономические операции ненаблюдаемые прямыми статистическими методами, рассчитать добавленную стоимость по отдельным видам коллективных услуг (например, в области государственного управления и обеспечения военной безопасности) оказываемых государственными учреждениями обществу в целом.
Результаты исследования
Взаимоувязка федеральных, отраслевых и региональных программ и планов социально-экономического развития на основе стратегии научно-технологического развития возможна на единой картографической основе и геоинформационной системы с использованием градостроительных технологий и системы мониторинга на базе ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России». [5-7].
Численность населения, площадь субъекта, урбанизация и прирост населения за 1950-2017 г.г. рассчитанные по данным Росстата представлена в табл.1.
Корреляционная матрица зависимости численности населения от социально-экономических показателей субъекта РФ по годовому отчету Росстата представлена в табл. 2. и ЦФО в табл.6.
Табл. 1. Численность населения, площадь субъекта, урбанизация и прирост населения за 1950-2017 г.г.
Субъект РФ
|
Численность населения, тыс. чел 2017 |
% численности от РФ 2017 |
Площадь субъекта, тыс. км 2 2017 |
Плотность населения,чел 2017 |
Урбанизация,% 2017 |
Прирост населения за 1950-2017 г.г. |
C1 |
C2 |
C3 |
C4 |
C5 |
C6 |
|
г. Москва |
12380,664 |
8,433 |
2,511 |
4930,571 |
98,772 |
106,472 |
Московская область |
7423,470 |
5,057 |
44,379 |
167,274 |
81,673 |
51,230 |
Тюменская область |
3660,030 |
2,493 |
1464,173 |
2,500 |
80,413 |
40,000 |
Краснодарский край |
5570,945 |
3,795 |
75,485 |
73,802 |
54,603 |
38,461 |
г .Санкт-Петербург |
5281,579 |
3,598 |
1,403 |
3764,490 |
100 |
36,590 |
Республика Дагестан |
3041,900 |
2,072 |
50,270 |
60,511 |
45,124 |
33,132 |
Крымский |
1912,168 |
1,303 |
26,1 |
73,263 |
50,910 |
28,539 |
Ханты-Мансийский АО |
1646,078 |
1,121 |
534,8 |
3,078 |
92,327 |
23,001 |
Ростовская область |
4231,355 |
2,882 |
101 |
41,895 |
67,922 |
22,662 |
Ставропольский край |
2804,383 |
1,910 |
66,2 |
42,362 |
58,365 |
21,811 |
Самарская область |
3203,679 |
2,182 |
53,6 |
59,770 |
80,105 |
21,428 |
Чеченская Республика |
1414,865 |
0,964 |
15,6 |
90,696 |
34,742 |
21,117 |
Республика Башкортостан |
4066,972 |
2,770 |
142,9 |
28,460 |
61,937 |
19,939 |
Челябинская область |
3502,323 |
2,386 |
88,5 |
39,574 |
82,620 |
18,900 |
Республика Татарстан |
3885,253 |
2,647 |
67,8 |
57,305 |
76,603 |
17,690 |
Свердловская область |
4329,341 |
2,949 |
194,3 |
22,282 |
84,630 |
17,348 |
Красноярский край |
2875,301 |
1,959 |
2366,8 |
1,215 |
77,212 |
16,586 |
Волгоградская область |
2535,202 |
1,727 |
112,9 |
22,455 |
76,806 |
16,435 |
Иркутская область |
2408,901 |
1,641 |
774,8 |
3,109 |
78,887 |
15,461 |
Приморский край |
1923,116 |
1,310 |
164,7 |
11,676 |
77,127 |
14,150 |
Ленинградская область |
1791,916 |
1,221 |
83,9 |
21,358 |
64,039 |
12,327 |
Новосибирская область |
2779,555 |
1,893 |
177,8 |
15,633 |
78,925 |
11,262 |
Хабаровский край |
1333,294 |
0,908 |
787,6 |
1,693 |
82,063 |
10,825 |
Кемеровская область |
2708,844 |
1,845 |
95,7 |
28,306 |
85,846 |
9,400 |
Республика Саха (Якутия) |
962,835 |
0,656 |
3083,5 |
0,312 |
65,486 |
8,982 |
Калининградская область |
986,261 |
0,672 |
15,1 |
65,315 |
77,812 |
8,645 |
Омская область |
1972,682 |
1,344 |
141,1 |
13,981 |
72,566 |
8,383 |
Саратовская область |
2479,260 |
1,689 |
101,2 |
24,499 |
75,514 |
7,854 |
Кабардино-Балкарская Республика |
864,454 |
0,589 |
12,5 |
69,156 |
52,159 |
7,827 |
Ямало-Ненецкий АО |
536,049 |
0,365 |
769,3 |
0,697 |
83,727 |
7,224 |
Республика Ингушетия |
480,474 |
0,327 |
3,6 |
133,465 |
41,799 |
7,171 |
Астраханская область |
1018,866 |
0,694 |
49 |
20,793 |
66,506 |
6,968 |
Мурманская область |
757,621 |
0,516 |
144,9 |
5,229 |
92,448 |
6,606 |
Республика Бурятия |
984,134 |
0,670 |
351,3 |
2,801 |
58,901 |
6,390 |
Республика Коми |
850,554 |
0,579 |
416,8 |
2,041 |
77,999 |
6,336 |
Томская область |
1078,891 |
0,735 |
314,4 |
3,432 |
72,333 |
6,311 |
Оренбургская область |
1989,589 |
1,355 |
123,7 |
16,084 |
60,010 |
5,396 |
Удмуртская Республика |
1516,826 |
1,033 |
42,1 |
36,029 |
65,661 |
5,340 |
Севастополь 50,910 |
428,753 |
0,292 |
1079,6 |
0,397 |
92,843 |
5,122 |
Республика Северная Осетия -Алания |
703,262 |
0,479 |
8 |
87,908 |
64,198 |
4,839 |
Читинская область |
1078,983 |
0,735 |
431,9 |
2,498 |
68,030 |
4,328 |
Карачаево-Черкесская Республика |
466,432 |
0,318 |
14,3 |
32,618 |
42,748 |
4,021 |
Республика Хакасия |
537,668 |
0,366 |
61,6 |
8,728 |
69,080 |
3,636 |
Пермская область |
2632,097 |
1,793 |
160,2 |
16,430 |
75,738 |
3,240 |
Амурская область |
801,752 |
0,546 |
361,9 |
2,215 |
67,288 |
3,235 |
Чувашская Республика |
1235,863 |
0,842 |
18,3 |
67,533 |
62,022 |
3,132 |
Камчатская область |
314,729 |
0,214 |
464,3 |
0,678 |
78,041 |
3,085 |
Республика Тыва |
318,550 |
0,217 |
168,6 |
1,889 |
54,025 |
2,918 |
Архангельская область |
1165,750 |
0,794 |
589,9 |
1,976 |
77,753 |
2,757 |
Республика Карелия |
627,083 |
0,427 |
180,5 |
3,474 |
80,178 |
2,717 |
Республика Адыгея |
453,366 |
0,309 |
7,8 |
58,124 |
47,312 |
2,542 |
Республика Калмыкия |
277,803 |
0,189 |
74,7 |
3,719 |
45,296 |
2,310 |
Белгородская область |
1552,865 |
1,058 |
27,1 |
57,301 |
67,293 |
2,162 |
Воронежская область |
2335,408 |
1,591 |
52,2 |
44,740 |
67,331 |
2,110 |
Ульяновская область |
1252,887 |
0,853 |
37,2 |
33,680 |
75,022 |
1,983 |
Республика Марий Эл |
684,684 |
0,466 |
23,4 |
29,260 |
65,822 |
1,771 |
Алтайский край |
2365,680 |
1,611 |
168 |
14,081 |
56,282 |
1,562 |
Калужская область |
1014,570 |
0,691 |
29,8 |
34,046 |
76,040 |
1,441 |
Республика Алтай |
217,007 |
0,148 |
92,9 |
2,336 |
29,167 |
1,432 |
Владимирская область |
1389,599 |
0,947 |
29,1 |
47,753 |
78,056 |
0,964 |
Еврейская АО |
164,217 |
0,112 |
36,3 |
4,524 |
68,641 |
0,659 |
Сахалинская область |
487,344 |
0,332 |
87,1 |
5,595 |
81,827 |
0,423 |
Чукотский АО |
49,822 |
0,034 |
721,5 |
0,069 |
70,033 |
0,385 |
Ненецкий АО |
43,937 |
0,030 |
176,8 |
0,249 |
72,449 |
0,193 |
Магаданская область |
145,570 |
0,099 |
462,5 |
0,315 |
95,698 |
0,112 |
Курганская область |
854,109 |
0,582 |
71,5 |
11,946 |
61,779 |
-0,475 |
Вологодская область |
1183,860 |
0,806 |
144,5 |
8,193 |
72,178 |
-0,539 |
Липецкая область |
1156,221 |
0,788 |
24 |
48,176 |
64,192 |
-1,101 |
Ярославская область |
1270,736 |
0,866 |
36,2 |
35,103 |
81,700 |
-1,168 |
Нижегородская область |
3247,713 |
2,212 |
76,6 |
42,398 |
79,489 |
-1,541 |
Новгородская область |
612,522 |
0,417 |
54,5 |
11,239 |
70,815 |
-1,753 |
Пензенская область |
1341,526 |
0,914 |
43,4 |
30,911 |
68,347 |
-2,051 |
Республика Мордовия |
808,541 |
0,551 |
26,1 |
30,979 |
62,499 |
-2,648 |
Орловская область |
754,816 |
0,514 |
24,7 |
30,559 |
66,724 |
-2,778 |
Тульская область |
1499,417 |
1,021 |
25,7 |
58,343 |
74,759 |
-2,919 |
Ивановская область |
1023,170 |
0,697 |
21,4 |
47,812 |
81,369 |
-3,027 |
Костромская область |
648,157 |
0,442 |
60,2 |
10,767 |
71,902 |
-3,997 |
Курская область |
1122,893 |
0,765 |
30 |
37,430 |
67,681 |
-4,255 |
Смоленская область |
953,201 |
0,649 |
49,8 |
19,141 |
72,090 |
-4,414 |
Брянская область |
1220,530 |
0,831 |
34,9 |
34,972 |
70,104 |
-4,454 |
Рязанская область |
1126,739 |
0,768 |
39,6 |
28,453 |
71,664 |
-5,078 |
Псковская область |
642,164 |
0,437 |
55,4 |
11,591 |
70,723 |
-6,012 |
Тамбовская область |
1040,327 |
0,709 |
34,5 |
30,154 |
60,497 |
-7,457 |
Тверская область |
1296,799 |
0,883 |
84,2 |
15,401 |
75,641 |
-9,047 |
Кировская область |
1291,684 |
0,880 |
120,4 |
10,728 |
76,323 |
-9,601 |
Между показателями динамики численности населения и показателями социально-экономического развития имеются высокие зависимости рис 1-3.
Динамика коэффициента вариации численности населения субъекта РФ имеет устойчивый тренд роста с 1970 года.
Рис. 1. Динамика коэффициента вариации численности населения субъекта РФ
Рис.2. Зависимость общей численности населения и темпа прироста численности населения субъекта РФ
Рис.3. Зависимость общей численности населения и консолидированного дохода бюджета субъекта РФ
Между темпом прироста населения в субъектах РФ за 1950-2017 год и среднедушевыми денежными доходами (в месяц), руб. имеется линейная зависимость y = 290x + 23699 R2= 0,429.
Региональные отличия по федеральным округам имеют следующие уравнения табл 4.
Табл. 4. Уравнения связи темпов прироста населения в субъектах РФ и среднедушевыми денежными доходами (в месяц), в федеральных округах РФ
Федеральный округ |
Уравнение |
Коэффициент детерминации |
Центральный |
у=300,5х+26147 |
R2= 0,946 |
Северо-западный |
y= 351,3x + 26845 |
R2= 0,47 |
Южный |
y= 325,6x + 17202 |
R2= 0,647 |
Приволжский |
y= 256,9x + 22944 |
R2= 0,211 |
Уральский |
y= 678,2x + 24018 |
R2= 0,306. |
Сибирский |
y= 409,0x + 19523 |
R2= 0,377 |
Дальневосточный |
y= 860,1x + 28018 |
R2= 0,577 |
Субъекты с максимальным среднедушевыми денежными доходами (в месяц), руб. имеют не высокие темпы прироста населения, за исключением г. Москвы. Табл 5.
Табл 5. Максимальные среднедушевые денежные доходы населения и темп прироста населения
Субъекты РФ |
Среднедушевые денежные доходы (в месяц) 2016 г, руб. |
Темп прироста населения 1950-2017 г.г |
Ненецкий АО |
70924 |
0,193 |
Ханты-Мансийский АО |
66869 |
23,001 |
Чукотский АО |
61704 |
0,385 |
Москва |
59898 |
106,473 |
Магаданская область |
50262 |
0,113 |
Сахалинская область |
49654 |
0,423 |
Малые государства с высоким уровнем жизни и ВВП на душу населения имеют развитую систему рационально использования природно-ресурсного потенциала и банковского сектора, что является привлекательным для развития туризма и инвестиций.
Уравнения множественной регрессии связи между ВРП С12 (1-2), дохода бюджета С13 (3), муниципального бюджета С14 (4-5) и прироста численности населения субъекта С6 (6) от общей численности населения (С1), дохода бюджета С13) и муниципального бюджета (С14). Уравнения регрессии (1-6) и коэффициенты детерминации.
C12= 9,8791*C1+ 154,6501*C3+ 93,4706*C4+3593,8155*C5;R2=0,808 (1)
C12= 96,5864*C1+ 366,6166*C3-16,2412*C4; R2=0,712 (2)
C13=-4454,3502*C10-5822,5085*C11+5987,6403*C7-6812,2829*C8-1917,6345*C9;R2=0,874 (3)
C14=-1949,7277*C10-2707,0925*C11+2770,5483*C7-3132,1984*C8-559,7700*C9;R2=0,847 (4)
C14= 19,5025*C1+ 23,9156*C3+ 30,7662*C5;R2=0,909 (5)
C6= 2,7376E-03*C1+ 4,3631E-05*C13-1,6613E-06*C14;R2=0,863 (6)
Уравнения множественной регрессии связи между численностью населения C 15 (7) и среднедушевыми денежными доходами (в месяц), руб. С18 (8) и социально-экономическими показателями представлено в уравнениях (7) и (8).
C15=-2,2761E-03*C18+7,4777E-02*C20+1,7000E-02*C21-1,1524E-02*C23+1,0933E-02*C24; R2=0,999 (7)
C18= 95,53442*C15-8,45288*C20+0,4472*C23 ; R2=0,928 (8)
Динамика развития численности населения сельских поселений показывает рост численности населения с 2008 по 2017 год в следующих субъектах РФ (табл 6).
Табл. 6. Максимальный рост и убыль сельского населения по субъектам РФ
СубъектРФ |
Рост сельское население, % |
СубъектРФ |
Убыль сельского населения, % |
Кабардино-Балкарская Республика |
6,31 |
Курганская область |
-5,108 |
Тульская область |
5,272 |
Забайкальский край |
-4,387 |
Республика Адыгея |
5,209 |
Воронежская область |
-4,346 |
Ленинградская область |
2,356 |
Курская область |
-4,022 |
Удмуртская Республика |
3,535 |
Республика Бурятия |
-3,791 |
Республика Хакасия |
1,998 |
Вологодская область |
-3,549 |
Камчатский край |
1,803 |
Республика Алтай |
-2,944 |
Республика Ингушетия |
1,117 |
Республика Тыва |
-2,78 |
Карачаево-Черкесская Республика |
0,993 |
Тамбовская область |
-2,686 |
Чеченская Республика |
0,399 |
Республика Дагестан |
-2,635 |
Астраханская область |
0,370 |
Оренбургская область |
-2,609 |
Самарская область |
0,369 |
Краснодарский край |
2,046 |
Калужская область |
0,105 |
Волгоградская область |
-1,269 |
Учитывая градообразующую роль предприятий различных форм собственности в регионах и городах, в перспективных работах необходимо учитывать стратегии развития данных предприятий, их объектов, зданий и сооружений, в том числе с иностранным капиталом с целью исключения риска их закрытия или перепрофилирования.
В градостроительстве необходим дифференцированный подход к государственному регулированию и поддержке в зависимости от географических особенностей регионов, их социально-экономических условий и хозяйственной специализации.