Научно-технологическое развитие Российской Федерации сталкивается с необходимостью решения современных вызовов. Экстенсивная эксплуатация сырьевых ресурсов, демографический переход обусловленный увеличением продолжительности жизни и сокращение численности населения, необходимость воспроизводства природных ресурсов, потребность продовольственной независимости России, рост значения энергетических систем, угрозы национальной безопасности являются целевыми для эффективного освоения и использования пространства РФ, в том числе для преодоления диспропорций в социально-экономическом развитии территории страны.

Автор(ы):
Чабдаров М.М.


Содержание

Введение

Научно-технологическое развитие Российской Федерации сталкивается с необходимостью решения современных вызовов. Экстенсивная эксплуатация сырьевых ресурсов, демографический переход обусловленный увеличением продолжительности жизни и сокращение численности населения, необходимость воспроизводства природных ресурсов, потребность продовольственной независимости России, рост значения энергетических систем, угрозы национальной безопасности являются целевыми для эффективного освоения и использования пространства РФ, в том числе для преодоления диспропорций в социально-экономическом развитии территории страны.

В выступлении Президента Российской Федерации  В.В.Путина на Съеде РСПП  в марте 2017 года отмечено, что адаптация экономики к новым внешним условиям и «особые усилия  были направлены на обеспечение макроэкономической стабильности. Для поддержки целого ряда отраслей были реализованы специальные антикризисные меры.Запущены программы импортозамещения и содействия экспорту, нацеленные на изменение сырьевой структуры российской экономики, на развитие отечественной промышленности. В период экономической нестабильности мы не упускали из виду Долгосрочные планы развития. Сейчас, когда период адаптации экономики к новым условиям практически завершён, эти задачи становятся ключевыми». [1].

Наиболее важными направлениями являются «необходимость проведения серьёзных структурных преобразований, существенное увеличение производительности труда и обеспечение промышленности квалифицированными кадрами, ускорение разработки и внедрения передовых технологий, с помощью настройки налоговой системы, качественное улучшение делового климата и формирование условий для привлечения инвестиций, для создания новых рабочих мест». Президент подчеркнул, что такие условия должны быть созданы  на федеральном, региональном, и на муниципальном уровне.

              В докладе отмечено  «необходимость сосредоточить особое внимание на совершенствовании налоговой системы. Очевидно: её задача не только в пополнении бюджета, она призвана стать одним из мощных инструментов стимулирования развития отечественной экономики и социальной сферы, регионов, муниципалитетов».[1].

Методы и методология исследования

В целях существенного повышения качества жизни населения  и реакцией на современные вызовы,  определенные в Указе Президента РФ № 602 от  1 декабря 2016 года. «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» следует предложить разработку градостроительной документации территорий с доминированием объектов научно-технологического развития. [2].

Факторами и условиями регионального развития, оказывающими влияние на формирование и реализацию государственной политики регионального развития являются федеральное устройство Российской федерации и самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления своих полномочий.

Условиями регионального развития в соответствии с указом Президента Российской Федерации № 13 от 16 января 2017 года (3) выступают:

  • размер территории Российской Федерации и протяженность государственной границы, количество приграничных государств;

  • географические, природно-климатические, демографические и социокультурные особенности регионов;

  • различия в уровне социально-экономического развития регионов, система размещения производительных сил и расселение населения;

  • транспортная, энергетическая и инженерная инфраструктурная обеспеченность и уровень их интеграционного взаимодействия.

    При соблюдении принципов по обеспечению и реализации государственной политики регионального развития необходимо соблюдение баланса между наращиванием экономического потенциала регионов и сохранением комфортной среды жизнедеятельности населения.

    Указом Президента РФ  от 19 апреля 2017 года № 176 утверждена  Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года. (4). Среди основных механизмов реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности является проведение стратегической экологической оценки проектов и программ развития Российской Федерации, макрорегионов, субъектов РФ, муниципальных образований, оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а также экологической экспертизы и экспертизы проектной документации, экспертизы промышленной безопасности.

    Для  механизмов оценки состояния экологической безопасности и контроля за реализацией Стратегии оценка состояния экологической безопасности осуществляется с использованием 18 основных индикаторов (показателей).

    Перечень индикаторов (показателей) состояния экологической безопасности может уточняться по результатам контроля за реализацией Стратегии в процессе развития нормативно-правовой базы РФ в области охраны окружающей среды и природопользования.

    Результаты реализации Стратегии должны стать обеспечение экологической безопасности, качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики, ликвидации накопленного вреда окружающей среде обеспечение гидрометеорогической безопасности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.

    Основные инструменты реализации Стратегии являются государственные программы РФ и непрограммные направления деятельности, государственные программы субъектов РФ и муниципальные программы.

    Методы применения набора показателей для управления и измерения эффективности городских услуг и качества жизни независимо от размера и местоположения определены в международном стандарте ИСО 37120:2014 «Устойчивое развитие сообщества. Показатели городских услуг и качества жизни».  

    В соответствии с нормативными требованиями стандарта основные 48 показателей сгруппированы по 22 темам: экономика, образование, энергетика, окружающая среда, финансы, ликвидация пожаров и чрезвычайных ситуаций, руководство, здравоохранение, отдых, безопасность, кров, твердые отходы, телекоммуникации и инновации, транспорт, градостроительство, сточные воды, вода и санитарно-гигиенические условия, отчетность и ведение учета.

    Предложенные темы и основные и вспомогательные показатели в целом отражают структуру действующих нормативных требований в градостроительстве СП 42.13330.2016, являющейся базовым для работ по региональному развитию, градостроительству, планировке и застройки городских и сельских поселений.

    Существующие показатели Росстата по социальному положению и уровню жизни населения России имеют более полный перечень показателей, который может быть использован для расчета других интегрированных международных показателей.

    В социально-экономическом развитии Российской Федерации представлены основные макроэкономические показатели и социально-экономические индикаторы уровня жизни населения, состояния бюджетной системы России, а также некоторые показатели системы национальных счетов.

    Валовой внутренний продукт(ВВП) характеризует конечный результат производственной деятельности экономических единиц - резидентов, который измеряется стоимостью товаров и услуг, произведенных этими единицами для конечного использования.

    ВВП при расчете производственным методом получается как сумма валовой добавленной стоимости всех отраслей или институциональных секторов в основных ценах плюс чистые налоги на продукты.

    ВВП, полученный методом формирования по источникам доходов, складывается из оплаты труда наемных работников, валовой прибыли всех отраслей или институциональных секторов и чистых налогов на производство и импорт. Этот метод не является самостоятельным, поскольку в соответствии с принятой методологией не все показатели доходов получаются путем прямого счета, часть из них исчисляется балансовым методом.

    ВВП, рассчитанный методом использования доходов, представляет собой сумму расходов всех институциональных секторов на конечное потребление, валовое накопление и чистый экспорт.

    Валовой региональный продукт (ВРП)– обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг для конечного использования. Одновременно представляет собой валовую добавленную стоимость товаров и услуг, созданную резидентами региона и определяется как разница между выпуском и промежуточным потреблением. ВРП рассчитывается в текущих основных ценах без чистых налогов на продукты, а также в постоянных ценах.

    Показатель ВРП является по своему экономическому содержанию весьма близким к показателю валового внутреннего продукта (ВВП). Сумма валовых региональных продуктов по России меньше ВВП поскольку ВРП охватывает неполный круг экономических операций по производству товаров и услуг, совершаемых на данной территории. В частности, на уровне региона сложно корректно оценить экономические операции ненаблюдаемые прямыми статистическими методами, рассчитать добавленную стоимость по отдельным видам коллективных услуг (например, в области государственного управления и обеспечения военной безопасности) оказываемых государственными учреждениями обществу в целом.

Результаты исследования

Взаимоувязка федеральных, отраслевых и региональных программ и планов социально-экономического развития на основе стратегии научно-технологического развития возможна на  единой картографической основе и геоинформационной системы  с использованием градостроительных технологий и системы мониторинга на базе ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России». [5-7].

Численность населения, площадь субъекта, урбанизация и прирост населения за 1950-2017 г.г. рассчитанные по данным Росстата представлена в табл.1.

Корреляционная матрица зависимости численности населения от социально-экономических показателей субъекта РФ по годовому отчету Росстата представлена в табл. 2. и ЦФО в табл.6.

 

Табл. 1. Численность населения, площадь субъекта, урбанизация и прирост населения за 1950-2017 г.г.

Субъект РФ

 

Численность населения, тыс. чел

2017

% численности

от РФ

2017

Площадь субъекта, тыс. км 2

2017

Плотность населения,чел

2017

Урбанизация,%

2017

Прирост населения за 1950-2017 г.г.

C1

C2

C3

C4

C5

C6

г. Москва

12380,664

8,433

2,511

4930,571

98,772

106,472

Московская область

7423,470

5,057

44,379

167,274

81,673

51,230

Тюменская область

3660,030

2,493

1464,173

2,500

80,413

40,000

Краснодарский край

5570,945

3,795

75,485

73,802

54,603

38,461

г .Санкт-Петербург

5281,579

3,598

1,403

3764,490

100

36,590

Республика Дагестан

3041,900

2,072

50,270

60,511

45,124

33,132

Крымский

1912,168

1,303

26,1

73,263

50,910

28,539

Ханты-Мансийский АО

1646,078

1,121

534,8

3,078

92,327

23,001

Ростовская область

4231,355

2,882

101

41,895

67,922

22,662

Ставропольский край

2804,383

1,910

66,2

42,362

58,365

21,811

Самарская область

3203,679

2,182

53,6

59,770

80,105

21,428

Чеченская Республика

1414,865

0,964

15,6

90,696

34,742

21,117

Республика Башкортостан

4066,972

2,770

142,9

28,460

61,937

19,939

Челябинская область

3502,323

2,386

88,5

39,574

82,620

18,900

Республика Татарстан

3885,253

2,647

67,8

57,305

76,603

17,690

Свердловская область

4329,341

2,949

194,3

22,282

84,630

17,348

Красноярский край

2875,301

1,959

2366,8

1,215

77,212

16,586

Волгоградская область

2535,202

1,727

112,9

22,455

76,806

16,435

Иркутская область

2408,901

1,641

774,8

3,109

78,887

15,461

Приморский край

1923,116

1,310

164,7

11,676

77,127

14,150

Ленинградская область

1791,916

1,221

83,9

21,358

64,039

12,327

Новосибирская область

2779,555

1,893

177,8

15,633

78,925

11,262

Хабаровский край

1333,294

0,908

787,6

1,693

82,063

10,825

Кемеровская область

2708,844

1,845

95,7

28,306

85,846

9,400

Республика Саха (Якутия)

962,835

0,656

3083,5

0,312

65,486

8,982

Калининградская область

986,261

0,672

15,1

65,315

77,812

8,645

Омская область

1972,682

1,344

141,1

13,981

72,566

8,383

Саратовская область

2479,260

1,689

101,2

24,499

75,514

7,854

Кабардино-Балкарская Республика

864,454

0,589

12,5

69,156

52,159

7,827

Ямало-Ненецкий АО

536,049

0,365

769,3

0,697

83,727

7,224

Республика Ингушетия

480,474

0,327

3,6

133,465

41,799

7,171

Астраханская область

1018,866

0,694

49

20,793

66,506

6,968

Мурманская область

757,621

0,516

144,9

5,229

92,448

6,606

Республика Бурятия

984,134

0,670

351,3

2,801

58,901

6,390

Республика Коми

850,554

0,579

416,8

2,041

77,999

6,336

Томская область

1078,891

0,735

314,4

3,432

72,333

6,311

Оренбургская область

1989,589

1,355

123,7

16,084

60,010

5,396

Удмуртская Республика

1516,826

1,033

42,1

36,029

65,661

5,340

Севастополь 50,910

428,753

0,292

1079,6

0,397

92,843

5,122

Республика Северная Осетия -Алания

703,262

0,479

8

87,908

64,198

4,839

Читинская область

1078,983

0,735

431,9

2,498

68,030

4,328

Карачаево-Черкесская Республика

466,432

0,318

14,3

32,618

42,748

4,021

Республика Хакасия

537,668

0,366

61,6

8,728

69,080

3,636

Пермская область

2632,097

1,793

160,2

16,430

75,738

3,240

Амурская область

801,752

0,546

361,9

2,215

67,288

3,235

Чувашская Республика

1235,863

0,842

18,3

67,533

62,022

3,132

Камчатская область

314,729

0,214

464,3

0,678

78,041

3,085

Республика Тыва

318,550

0,217

168,6

1,889

54,025

2,918

Архангельская область

1165,750

0,794

589,9

1,976

77,753

2,757

Республика Карелия

627,083

0,427

180,5

3,474

80,178

2,717

Республика Адыгея

453,366

0,309

7,8

58,124

47,312

2,542

Республика Калмыкия

277,803

0,189

74,7

3,719

45,296

2,310

Белгородская область

1552,865

1,058

27,1

57,301

67,293

2,162

Воронежская область

2335,408

1,591

52,2

44,740

67,331

2,110

Ульяновская область

1252,887

0,853

37,2

33,680

75,022

1,983

Республика Марий Эл

684,684

0,466

23,4

29,260

65,822

1,771

Алтайский край

2365,680

1,611

168

14,081

56,282

1,562

Калужская область

1014,570

0,691

29,8

34,046

76,040

1,441

Республика Алтай

217,007

0,148

92,9

2,336

29,167

1,432

Владимирская область

1389,599

0,947

29,1

47,753

78,056

0,964

Еврейская АО

164,217

0,112

36,3

4,524

68,641

0,659

Сахалинская область

487,344

0,332

87,1

5,595

81,827

0,423

Чукотский АО

49,822

0,034

721,5

0,069

70,033

0,385

Ненецкий АО

43,937

0,030

176,8

0,249

72,449

0,193

Магаданская область

145,570

0,099

462,5

0,315

95,698

0,112

Курганская область

854,109

0,582

71,5

11,946

61,779

-0,475

Вологодская область

1183,860

0,806

144,5

8,193

72,178

-0,539

Липецкая область

1156,221

0,788

24

48,176

64,192

-1,101

Ярославская область

1270,736

0,866

36,2

35,103

81,700

-1,168

Нижегородская область

3247,713

2,212

76,6

42,398

79,489

-1,541

Новгородская область

612,522

0,417

54,5

11,239

70,815

-1,753

Пензенская область

1341,526

0,914

43,4

30,911

68,347

-2,051

Республика Мордовия

808,541

0,551

26,1

30,979

62,499

-2,648

Орловская область

754,816

0,514

24,7

30,559

66,724

-2,778

Тульская область

1499,417

1,021

25,7

58,343

74,759

-2,919

Ивановская область

1023,170

0,697

21,4

47,812

81,369

-3,027

Костромская область

648,157

0,442

60,2

10,767

71,902

-3,997

Курская область

1122,893

0,765

30

37,430

67,681

-4,255

Смоленская область

953,201

0,649

49,8

19,141

72,090

-4,414

Брянская область

1220,530

0,831

34,9

34,972

70,104

-4,454

Рязанская область

1126,739

0,768

39,6

28,453

71,664

-5,078

Псковская область

642,164

0,437

55,4

11,591

70,723

-6,012

Тамбовская область

1040,327

0,709

34,5

30,154

60,497

-7,457

Тверская область

1296,799

0,883

84,2

15,401

75,641

-9,047

Кировская область

1291,684

0,880

120,4

10,728

76,323

-9,601

Между показателями динамики  численности населения и показателями социально-экономического развития имеются высокие зависимости рис 1-3.

Динамика коэффициента вариации численности населения субъекта РФ имеет устойчивый тренд роста с 1970 года.

 

 

Рис. 1. Динамика коэффициента вариации численности населения субъекта РФ

 

 

 

Рис.2. Зависимость общей численности населения и темпа прироста численности населения субъекта РФ

 

 

 

Рис.3. Зависимость общей численности населения и консолидированного дохода бюджета субъекта РФ

 

 

Между темпом прироста населения в субъектах РФ за 1950-2017 год и среднедушевыми денежными доходами (в месяц), руб. имеется линейная зависимость y = 290x + 23699 R2= 0,429.

Региональные отличия по федеральным округам имеют следующие уравнения  табл 4.

Табл. 4. Уравнения связи темпов прироста населения в субъектах РФ и среднедушевыми денежными доходами (в месяц), в федеральных округах РФ

 

Федеральный округ

Уравнение

Коэффициент детерминации

Центральный

у=300,5х+26147

R2= 0,946

Северо-западный

y= 351,3x + 26845

R2= 0,47

Южный

y= 325,6x + 17202

R2= 0,647

Приволжский

y= 256,9x + 22944

R2= 0,211

Уральский

y= 678,2x + 24018

R2= 0,306.

Сибирский

y= 409,0x + 19523

R2= 0,377

Дальневосточный

y= 860,1x + 28018

R2= 0,577

 

Субъекты с максимальным среднедушевыми денежными доходами (в месяц), руб.  имеют не высокие темпы прироста населения, за исключением г. Москвы. Табл 5.

Табл 5. Максимальные среднедушевые денежные доходы населения и темп прироста населения

 

Субъекты РФ

Среднедушевые денежные доходы (в месяц) 2016 г, руб.

Темп прироста населения

1950-2017 г.г

Ненецкий АО

70924

0,193

Ханты-Мансийский АО

66869

23,001

Чукотский АО

61704

0,385

Москва

59898

106,473

Магаданская область

50262

0,113

Сахалинская область

49654

0,423

 

Малые государства с высоким уровнем жизни и ВВП на душу населения имеют развитую систему рационально использования природно-ресурсного потенциала и банковского сектора, что является привлекательным для развития туризма и инвестиций.

Уравнения множественной регрессии связи между ВРП С12 (1-2), дохода бюджета С13 (3), муниципального бюджета С14 (4-5) и прироста численности населения субъекта С6 (6) от общей численности населения (С1), дохода бюджета С13) и муниципального бюджета (С14). Уравнения регрессии (1-6) и коэффициенты детерминации.

C12= 9,8791*C1+ 154,6501*C3+ 93,4706*C4+3593,8155*C5;R2=0,808 (1)

C12= 96,5864*C1+ 366,6166*C3-16,2412*C4; R2=0,712  (2)

C13=-4454,3502*C10-5822,5085*C11+5987,6403*C7-6812,2829*C8-1917,6345*C9;R2=0,874 (3)

C14=-1949,7277*C10-2707,0925*C11+2770,5483*C7-3132,1984*C8-559,7700*C9;R2=0,847 (4)

C14= 19,5025*C1+ 23,9156*C3+ 30,7662*C5;R2=0,909  (5)

C6= 2,7376E-03*C1+ 4,3631E-05*C13-1,6613E-06*C14;R2=0,863 (6)

 

 Уравнения множественной регрессии связи между численностью населения C 15 (7) и среднедушевыми денежными доходами (в месяц), руб. С18 (8) и социально-экономическими показателями представлено в уравнениях  (7) и (8).

C15=-2,2761E-03*C18+7,4777E-02*C20+1,7000E-02*C21-1,1524E-02*C23+1,0933E-02*C24; R2=0,999 (7)

C18= 95,53442*C15-8,45288*C20+0,4472*C23 ;                   R2=0,928 (8)

 

Динамика развития численности населения сельских поселений показывает рост численности населения  с 2008 по 2017 год в следующих субъектах РФ (табл 6).

 

Табл. 6. Максимальный рост и убыль сельского населения по субъектам РФ

СубъектРФ

Рост сельское население, %

СубъектРФ

Убыль сельского населения, %

Кабардино-Балкарская Республика

6,31

Курганская область

-5,108

Тульская область

5,272

Забайкальский край

-4,387

Республика Адыгея

5,209

Воронежская область

-4,346

Ленинградская область

2,356

Курская область

-4,022

Удмуртская Республика

3,535

Республика Бурятия

-3,791

Республика Хакасия

1,998

Вологодская область

-3,549

Камчатский край

1,803

Республика Алтай

-2,944

Республика Ингушетия

1,117

Республика Тыва

-2,78

Карачаево-Черкесская Республика

0,993

Тамбовская область

-2,686

Чеченская Республика

0,399

Республика Дагестан

-2,635

Астраханская область

0,370

Оренбургская область

-2,609

Самарская область

0,369

Краснодарский край

2,046

Калужская область

0,105

Волгоградская область

-1,269

 

Учитывая градообразующую роль предприятий различных форм собственности в регионах и городах, в перспективных  работах необходимо учитывать стратегии развития данных предприятий, их объектов, зданий  и сооружений, в том числе с иностранным капиталом с целью исключения риска их закрытия или перепрофилирования.

В градостроительстве необходим дифференцированный подход к государственному регулированию и поддержке  в зависимости от географических особенностей регионов, их социально-экономических условий и хозяйственной специализации.