21 марта 2018 года исполняется 90 лет почетному академику РААСН Марку Яковлевичу ВИЛЬНЕРУ, чья трудовая биография с 1966 года связана с ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России». В своём интервью Марк Яковлевич поделился взглядами на основные принципы градостроительной политики России.
- Марк Яковлевич, Вы – автор около 350 научных работ, докладов и статей, 180 проектных работ в области архитектуры и градостроительства. Какие постулаты Вы считаете наиболее значимыми для развития градостроительной науки на современном этапе?
- Я многократно говорил и писал о том, что градостроительная деятельность – это способ преобразования материальной среды обитания человеческих сообществ в целях повышения качества жизни их граждан посредством пространственной организации обустройства территорий, занимаемой ими.
Традиционно характер градостроительной деятельности определяется природными и исторически сложившимися условиями ее осуществления, а также градостроительной политикой, проводимой органами государственной власти и местного самоуправления.
Согласно современным представлениям, градостроительная деятельность - это пространственная организация обустройства территории как материальной среды жизнедеятельности и формирования личностей граждан человеческих сообществ. А градостроительная политика - это совокупность решений органов государственной власти и (или) местного самоуправления, определяющих цели, принципы и характер градостроительной деятельности, порядок ее регулирования, меры установления и обеспечения соблюдения этого порядка.
От характера проводимой градостроительной политики, в конечном счете, зависит качество среды жизнедеятельности и формирования личности гражданина, а, значит, трудового и интеллектуального потенциала, определяющего конкурентоспособность того или иного сообщества в мире.
- Как определяется соответствие градостроительной политики потребностям общества?
Степень соответствия градостроительной политики потребностям общества на каждом этапе его развития зависит от степени обоснованности целей, принципов и средств ее проведения. И здесь необходимо учитывать многое:
• взаимосвязанность и объективные закономерности взаимодействия природных, экономических, социальных процессов, влияние внутренних и внешних связей и воздействий на развитие территории; тенденции их изменений;
• балансы интересов различных слоев общества и видов деятельности на соответствующем этапе развития;
• особенности России, связанные с разнообразием условий освоения территории, очаговым характером его освоения; вызванные этим проблемы согласования действий, органов власти различных регионов и территориальных уровней между собой;
• связанные с задачами поддержания целостности и геополитических амбиций государства, потребности в развитии его инфраструктур.
Все эти факторы должны учитываться при проведении научных исследований и разработке научных основ градостроительной политики (градостроительной доктрины, в частности), документов территориального планирования и градостроительного проектирования. Цели, принципы и средства градостроительной политики, после утверждения содержащих их документов первыми лицами органов власти приобретают правовой статус.
- Чем обеспечивается реализация положений государственной градостроительной политики?
- Формирование и реализация градостроительной политики должны обеспечиваться системой необходимой правовых и организационных средств.
Правовые основы проведения градостроительной политики обеспечиваются разработкой, принятием и контролем соблюдения положений соответствующих правовых и нормативных документов (градостроительный кодекс; правовые и подзаконные акты, конкретизирующие его положения в системе административного и гражданского права).
Градостроительный кодекс, в конечном счете, должен представлять собой систему законов, устанавливающих на профессиональной основе:
- определение согласованных между собой требований к каждому из видов градостроительной деятельности (территориальное планирование каждого из его уровней; градостроительное проектирование; разработка правил землепользования и застройки; нормативное обеспечение; информационное обеспечение; проведение изысканий, разработка научных основ градостроительной политики, управленческая деятельность и др.);
- порядок обеспечения согласованного регулирования градостроительной деятельности всех территориальных уровней между собой и между различными субъектами градостроительного права на каждом из уровней;
- средства поддержания высокого уровня профессионализма в градостроительной деятельности;
- права, обязанности и ответственность каждого из участников градостроительной деятельности и пользователей ее результатов.
Организационные основы проведения градостроительной политики включают в себя подготовку, согласование, утверждение, мониторинг и контроль реализации градостроительных решений, принимаемых посредством разработки документов территориального планирования и градостроительного проектирования, которые обеспечивается деятельностью:
- органов власти, уполномоченных формировать и проводить градостроительную политику на профессиональной основе;
- профессиональных организаций, разрабатывающих документы территориального планирования и градостроительного проектирования;
- изыскательских и научно-исследовательских организаций, обеспечивающих разработку документов территориального планирования и градостроительного проектирования необходимой исходной информацией, методологией, методиками и технологиями;
- информационных служб, проводящих мониторинг состояния и условий использования территории; сбор, хранение и предоставление информации, необходимой для формирования и проведения градостроительной политики;
- инвесторов, застройщиков и кредитно-финансовых организаций, участвующих в обеспечении подготовки и реализации градостроительных решений;
- проектных архитектурно-строительных, строительных и строительно-монтажных организаций, конкретизирующих и реализующих градостроительные решения;
- учебных заведений и служб профессиональных общественных организаций, обеспечивающих подготовку специалистов градостроителей и стабильность поддержания их высокого профессионального уровня, требуемое просвещение участников и реципиентов градостроительной деятельности.
- Какие исторические этапы можно выделить в развитии российской градостроительной политики?
- Государственная градостроительная политика России на каждом из крупных исторических этапов ее осознанного проведения преследовала определенные цели, осуществлялась в соответствии с определенными принципами, с использованием определенных средств.
В качестве таких этапов, представляющих для нас интерес, может быть выделена градостроительная политика, проводимая Российской империей, затем СССР, постсоветской Россией, и в настоящее время.
Градостроительную политику Российской империи характеризовало поддержание требуемого профессионального уровня обустройства городов и величия империи градостроительными средствами, с помощью преимущественно административного регулирования градостроительной деятельности.
В СССР градостроительными средствами были созданы предпосылки освоения природных ресурсов и обеспечения производства трудовыми ресурсами необходимыми для индустриализации страны и развития ее военно-промышленного комплекса. Регулирование градостроительной деятельности, при ее преимущественно государственном финансировании, осуществлялось административно-правовыми средствами, и было нацелено на поддержание требуемого уровня качества городской среды.
В столице страны и столицах республик, архитектурно-градостроительными средствами поддерживался образ страны, победившей в Великой Отечественной войне. Градостроительная наука занимала передовые рубежи в мире.
Градостроительную политику постсоветской России отличала нацеленность на создание предпосылок ускоренной приватизации и предоставления возможности приобретения недвижимости (в первую очередь земельных участков) будущим владельцам с помощью административно-правового регулирования в соответствии с принятым в 2004 году Градостроительным кодексом. Этап форсирования приватизации недвижимости практически пройден, и слой ее собственников сформировался.
Теперь наступает этап форсирования обустройства территории России и регулирования градостроительной деятельности в интересах граждан (в частности, сформировавшегося слоя собственников недвижимости).
- Что, по Вашему мнению, становится основными целями градостроительной политики в настоящее время?
- Градостроительными средствами на государственном уровне должны решаться задачи создания эффективно пространственно организованной материальной среды осуществления геополитических и социально-экономических целей, способствующей повышению устойчивости развития общества. При выборе этих средств целесообразно учитывать опыт некоторых развитых стран.
Геополитические цели:
• использование особенностей транзитного (Европа – Азия) экономико-географического положения России, при эффективном использовании ее природных ресурсов в собственных интересах, в условиях интеграции с Европой; закрепление ее внешнеполитических позиций на основе регулирования агломерационных процессов расселения и развития транспортно-расселенческого каркаса, поддерживающего связность частей страны;
• модернизация форм расселения на инновационной основе; взаимно согласованное развитие инфраструктур, создающее материальные предпосылки повышения эффективности использования территории необходимого для ускорения экономического и социального развития общества;
• повышение качества материальной среды формирования трудового и интеллектуального потенциала общества (человеческого капитала), необходимого для разработки и эффективного использования инновационных технологий, повышающих конкурентоспособность страны в мире;
• создания образа великой державы, закрепляющего ее роль в этом статусе.
Внутриполитические цели:
• поддержание устойчивости социально-политической ситуации путем значимого повышения качества жизни граждан градостроительными средствами (улучшения качества материальной среды мест проживания, труда, отдыха и получения услуг; социальной, средоохранной и средозащитной инфраструктур, транспортной и других инженерных инфраструктур);
• создание предпосылок инвестиционной привлекательности вложений в развитие градообразующей базы и инфраструктур регионов, городов и других населенных мест.
Принципы и средства:
Главным принципом станет повышение градостроительными средствами качества материальной среды формирования личности граждан.
Главными средствами станут правовое, административно-правовое и экономическое регулирование градостроительной деятельности в условиях возрастающего влияния на него морально-этических факторов.
Это приведет к повышению качества жизни граждан, конкурентоспособности и влияния страны в мире и устойчивости развития общества в целом. Переход к такому характеру градостроительной политики станет отвечать долгосрочным интересам общества, а ее успешное проведение приведет к появлению заслуженного авторитета органов власти.
- Марк Яковлевич, нам кажется важным узнать Ваше мнение о будущем градостроительной профессии. Каких перемен мы ждём?
Общество, в котором проблемы решаются на профессиональной основе, в своем развитии опережает другие общества. Например, успехи США в современном мире в большой мере связаны с менталитетом граждан, считающих, что все должны делать профессионалы, обеспеченностью профессионалами и доверием к ним. В современной России высокий уровень профессионализма обеспечивается очень выборочно и это одна из ключевых проблем.
В силу начинающегося понимания, представителями власти России на самом высоком уровне, особой актуальности решения задач обустройства территории страны, представляется, что появится их заинтересованность в поддержании высокого уровня профессионализма градостроительных решений. В градостроительстве восстановление и повышение уровня профессиональной культуры ключевая проблема. В действительности от ее решения зависит многое в будущем нашей страны, начиная с того какую городскую среду мы будем создавать.
- Марк Яковлевич, в день Вашего юбилея разрешите пожелать Вам здоровья и широкого признания результатов Вашей научной деятельности!
Справочно:
Марк Яковлевич ВИЛЬНЕР родился 21 марта 1928 года.
С 1966 г. - главный архитектор проектов в «ЦНИИП градостроительства», с 1993 г. – руководитель, заместитель директора, и. о. директора института, заместитель директора института по науке НМЦ "Теринформ" «ЦНИИП градостроительства», главный научный сотрудник ФГБУ «ЦНИИП Минстрой России». Научный руководитель института «Теринформ». Был членом экспертного совета в Государственной Думе ФС РФ, членом Общественного совета и коллегии Министерства регионального развития, президентом нескольких профессиональных федеральных общественных организаций. Почетный академик РААСН, Почетный архитектор России.
Пособия, монографии, сборники статей
Пособие:
«Градорегулирование и градостроительная регламентация» 1999 г.
Сборники статей:
«Новый градостроительный кодекс с позиций профессионала». 2008 г;
«Градостроительная политика в свете проблем управления территорией». 2009 г.;
«О градостроительной политике Российской Федерации». 2011 г..
Монографии:
«Основы территориального планирования в Российской Федерации» 2013 г.;
"Методологические основы реформирования управления развитием территории". 2018 г.