Архитектура и дизайн в России: партнеры-соперники

На сайте НИИТИАГ (филиала ЦНИИП Минстроя России) размещена статья д. арх., академика РААСН А.В. Бокова об истории становления архитектуры и дизайна в России.

Профессия архитектора, пишет автор, в ее современном, знакомом нам виде сложилась в Европе лет пятьсот назад. Главным признаком ее формирования оказалось появление особой проектной стадии между получением задания и началом строительства. Архитектурный проект стал самостоятельным, самоценным явлением практики, сделав возможным предъявление и оценку еще не построенного, но принципиально нового, иного, доселе не встречавшегося. В России об этой профессии узнали спустя два века. Главными «поставщиками» первых архитекторов-профессионалов были романоговорящие страны. Под их влиянием складывались российская архитектурная школа, профессиональная практика и собственно фигура архитектора, осознававшего себя творцом прекрасного, неразрывно связанным с художественной культурой. Российская архитектура как проекция культуры, как ее часть, молода и хрупка, подвержена испытаниям и травмам, выпавшим на ее долю за последнее столетие и существенно расшатавшим едва устоявшиеся основания. Русский авангард, ставший главным вкладом России в современную архитектуру, был итогом двухсотлетнего процесса естественного развития, непрерывных заимствований и весомых накоплений. Культурная революция и последующие события привели к разрушению или деформации принципиальных, базовых основ, нарушили способность к самодвижению. Культурой стали руководить и управлять, ей предписывалось то следовать заимствованиям, то полностью от них отказаться. Лишившись способности к самовыражению, российская архитектура стала приобретать печальный оттенок вторичности и провинциальности, параллельно вызывая в мире все меньший к себе интерес. Утрата «защитной реакции», «иммунитета», проблемы с самоиндентификацией делают заимствования все более рискованными. Внешние заимствования, прививки и новшества в отсутствие культурного ствола или стержня, к которому они должны крепиться, из обязательного и необходимого материала движения и роста способны сделаться средством разрушения и причиной распада.

Когда отсутствуют всякие критерии и собственные представления об окружающем мире, необходимо сосредоточиться на состоянии собственной культуры, а не на успехах чужой, вернуться на путь накопления и собирательства, погружения и раскрытия того, что есть и что волнует.

Полная версия http://www.niitiag.ru/pub/pub_cat/arkhitektura_i_dizayn_v_rossii_partnery_soperniki