Архитектура в условиях современной визуальной культуры

Архитектура XXI века – часть визуальной культуры современного общества, которая постепенно становится повседневной средой жизни человека.  Сущность исследования состоит в определении специфических средств визуализации современной архитектуры в общественных пространствах городов.

Научная новизна исследования, которое проведено под руководством Г.А. Птичниковой, заключается в определении форм визуальных коммуникаций между архитектурным объектом и реципиентом в городской среде; выявлении специфических средств к усилению визуальной зрелищности в современной архитектуре (медиафасады и медиаархитектура, скайлайны и бренд-ландшафты, в том числе медиапейзажи и медиапанорамы, использование технологий видеомэппинга, муралов, стрит-арта и паблик-арта). Выявлены тенденции создания визуально зрелищных архитектурных образов: увлечение высотным строительством и небоскребами; формирование сети объектов «иконической архитектуры» и медиаархитектуры. Определены техники и приемы светового и медиа-преобразования городского пространства, как в кратковременной перспективе (праздничные свето-пространственные конструкции, скульптуры), так и в более долгосрочном использовании (медиа-экраны и полноразмерные медиафасады).

Результаты исследования могут составить самостоятельный раздел в теории формообразования архитектурной науки. Вместе с тем результаты явятся важными с точки зрения междисциплинарных знаний о развитии среды проживания современного человека. Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты могут быть внедрены в архитектурно-градостроительную практику, а также послужат совершенствованию профессионального архитектурного образования, его адаптации к условиям информационного общества. В перспективе результаты исследования могут быть использованы в качестве рекомендаций для совершенствования законодательной базы, затрагивающей вопросы архитектуры, градостроительства и различных форм благоустройства городской среды в современной России.