Дана оценка охраняемым озелененным территориям в городе

В рамках выполнения НИР 2.2.8.1. Экологические аспекты качества городской среды: роль природных и озелененных территорий ведущий научный сотрудник ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России», кандидат биологических наук О. Ю. Баранова выполнила расчеты для определения стоимости городских природных ландшафтов. Они учитывали двойственность понятия «лес», рассматривая его и как экосистему, и как природный ресурс. Оба способа расчета (ЭУ и ПР) показали высокую ценность природных ландшафтов в городе.

Первый подход - нормативно-методический или природно-ресурсный – позволяет оценить экологический ущерб от потери природной озелененной территории в количественном стоимостном выражении на основе применения отечественных методик исчисления размеров ущерба от утраты каждого компонента природы (природного ресурса.

Второй подход - экосистемный – основан на экономическом анализе недополученных экосистемных услуг с природной озелененной территории.

Объектом исследования стали городские природные озелененные территории - городские леса, особо охраняемые природные территории, а также особо охраняемые зеленые территории в г. Москве. Цель исследования - дать оценку охраняемым озелененным территориям в городе, разнообразию выполняемых ими функций, выявить существующие экологические и правовые проблемы в этой области.

Земли лесного фонда, перешедшие из Московской области в город, были переведены в земли поселений и стали частью зеленого фонда города, автором были описаны местоположения 132 таких участков.

Применение на присоединенных территориях в г. Москве ранее не используемого регионального статуса озелененных территорий показал, что:

  • В связи с изменением границ столичного мегаполиса зеленые массивы из «земель лесного фонда» были переведены в «зеленый фонд» поселений, утратили охранную категорию «защитного леса» и потеряли федеральный охранный статус.
  • Взамен эти лесные территории приобрели собственное название – «особо охраняемые зеленые территории» и некоторый охранный статус на уровне региона, который был закреплен не соответствующим законом, а только подзаконными актами.
  • Данные документы легко корректируются на уровне региона, не дают гарантии законодательно-правовой определенности в отношении градостроительных ограничений для этой новоприобретенной категории земель, что предоставляет застройщику и городским властям возможность использования ООЗТ в целях активного градостроительства.

Накопленный столичный опыт присвоения природоохранного статуса озелененным городским территориям не используется в Новой Москве. За 10 лет существования не появилось ни одной новой ООПТ на присоединенных территориях, «новомосковские» ООПТ отсутствуют в общем реестре особо охраняемых природных территорий Москвы.