Достоинства и недостатки ротондальной системы

В сборник тезисов МАРХИ по итогам научно-практической конференции международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов 3–7 апреля 2023 года включена статья «Ротондальный тип жилых домов московского ампира и его архитектурные аналоги» авторов А. А. Карданова и Ю. Г. Клименко.
На фоне экономических и социальных изменений второй половины XVIII века в России, большей частью в крупных городах, шел активный рост усадебного строительства. Часто зодчие имели возможность проявить свою творческую индивидуальность и прибегали к необычным архитектурным решениям. Внешние связи русской архитектурной школы с Италией и Францией позволили вырастить поколение архитекторов, которые в своем творчестве опирались на труды Палладио, Витрувия, Виньолы. Вслед за философскими идеями просвещения в Россию из Франции проникали книги и увражи по архитектуре, укреплялись франко-русские архитектурные связи. Планировочные решения избранных построек Парижа и его окрестностей, в частности собранные в увражах Ж.-Ш. Краффта, служили готовыми инструкциями для строительства в России. Французские архитекторы экспериментировали с различными формами в строительстве жилых резиденций, и среди них примечателен ротондальный тип. Изначально элемент храмовой архитектуры, ротонда, трансформируясь, приобрела новое воплощение в жилых постройках. Округлый объем салона занимал центральное место в композиции плана. Салон был непосредственно соединен с остальными помещениями, при этом образуя галереи. Очертания комнат в плане совмещали в себе фрагменты эллипса, полукруга, октагона, квадрата, треугольника и др. В узлах сопряжения устраивались технические помещения, проходили коммуникации вентиляции и отопления. Лестничный узел часто располагался в центре круглого плана, а мог быть вынесен к абрису. Такие композиции можно видеть в проектах Кл.-Н. Леду, Ф. Барбье, Л.-А. Дюбю и других архитекторов. Одним из ярких образцов архитектуры зрелого классицизма Москвы является здание, расположенное во 2-м Верхнем Михайловском проезде, д. 2. Первоначальная принадлежность и назначение его неизвестны. Устная легенда называет павильон голубятней графа А. Г. Орлова. Анализ организации жилого пространства на планах круглой формы эпохи ампира, сравнение отечественных проектов и их французских неоклассических аналогов, позволяют сделать выводы о достоинствах и недостатках ротондальной системы. Несомненно, столь гармоничная и ясная композиция жилого пространства нуждается в дальнейшем подробном изучении.