Единый методологический подход к профессиональному образованию представлен на форуме в Казахстане

Стартовал форум "Актуальные проблемы застройки и безопасности крупных городов" в Казахстане. Сообщение о системном совершенствовании направлений «Градостроительство», «Архитектура», «Строительство» в образовании на основе новой методологии планирования, проектирования поселений представили профессор, доктор архитектуры Ю. В. Алексеев (НИУ МГСУ), доцент, к.т.н. Н.А. Самойлова, которая в настоящий момент выполняет ФНИ ЦНИИП Минстроя России. Актуальность данной темы определяется необходимостью качественной подготовки кадров в стройотрасли.

Организация образовательного процесса по направлениям «Градостроительство», «Архитектура», «Строительство» направлена на обеспечение подготовки бакалавров, магистров в высших образовательных учреждениях, в том числе для аспирантов, докторантов, подготовки специалистов в учреждениях по повышению квалификации, профессиональной переподготовке кадров, а также будущих специалистов, которые сейчас еще только учатся в школах для решения гуманитарных и технических задач планирования и архитектурно-строительного проектирования поселений региона.

В соответствии с Российскими нормами всем, участвующим в этой профессиональной деятельности, а это градостроители-планировщики, проектировщики, управленцы предстоит пройти процедуру на соответствие положениям профессиональных стандартов в центрах оценки квалификаций (ЦОК). Такой ЦОК есть в ЦНИИП Минстроя России. При этом образовательный процесс подготовки как будущих участников профессиональной деятельности, так и уже работающих, должен объединять их на основе единого понимания эволюции научных проблем, задач управления территориально-пространственной организацией и архитектурно-планировочным формированием поселений региона. И способствовать поступательному формированию профессионального интеллекта у членов профессионального сообщества, включающем также инвесторов и жителей поселений.

Для выполнения данного условия необходим единый методологический подход к профессиональному образованию, обеспечивающий системную взаимосвязь направлений «Градостроительство», «Архитектура», «Строительство», разработанный на базе модели структурной организации компонентов и типов территориально-пространственных объектов застройки поселений региона, системы управления организацией и координацией взаимосвязанных позиций профессиональной деятельности и методологии оценки и учёта условий, особенностей, специфики взаимосвязи компонентов и типов территориально-пространственных объектов застройки поселений региона.

Создание таких условий в образовательном процессе для осуществления подготовки по данным трем направлениям показывает, что решение задач в профессиональном образовании требует, во-первых, новой системы координации и организации учебно-научно-методической деятельности кафедр высших образовательных учреждений, особенно выпускающих. Например, в НИУ «Московский государственный строительный университет» с 2015 года участвует в образовательном проекте «Инженерный класс в московской школе» (около 150 школ), с 2020 года НИУ «МГСУ» работает во взаимодействии с кафедрой градостроительства базовая кафедра Института Генплана Москвы, а в мае 2022 года заместитель министра строительства и ЖКХ Сергей Музыченко озвучил решение о создании корпоративной кафедры Минстроя России в МГСУ. Во-вторых, корректировки существующих и написания новых учебных планов, рабочих программ, учебников и пособий с учетом современных информационно-коммуникационных технологий. Такие учебники и пособия должны включать электронные библиотечные базы (такие базы имеются в НИУ «МГСУ»), Интернет-технологии, в том числе видео уроки и их записи, интерактивные доски для совместной работы над проектами. Так, в НИУ «МГСУ» успешно функционирует единый образовательный портал «Строительство +» и многие аудитории оборудованы интерактивными досками для проведения занятий, в том числе с выходом в Интернет и оснащены лицензируемыми профессиональными программами.