Мостовые как воплощение смысла

Опубликован авторизованный перевод главы книги архитектора и теоретика Н.А. Салингароса «Теория архитектуры», фактически являющейся учебником по проектированию адаптивных зданий и городских пространств. С опорой на данные наук о жизни и теорию сложных систем автор книги доказывает необходимость последовательного масштабирования и связности всех элементов городской среды, включая тротуары и полы, «подсказывающие» мозгу местонахождение и направление движения в пространстве. Им сформулированы рекомендации по архитектурному проектированию мостовых, удовлетворяющих устройству человеческой психики. 

Переводчик Т.Ю. Быстровадоктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник, филиал ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» УралНИИпроект, отмечает, что архитектор и математик Никос А. Салингарос, начинает главу о тротуарах и напольных покрытиях, редко попадающих в поле зрения исследователей архитектуры, со следующего тезиса: «Если отталкиваться от того, как разум устанавливает связь со средой, то дизайн мостовой — это проводник смысла». Использование теории фракталов приводит его к нахождению общности структурного устройства человеческого разума и паттернов мостовых. Он доказывает, что лишенные масштабов монотонные покрытия под ногами вредны для ощущений человека в пространстве, равно как и для целостности городской среды.

Автор пишет, что в мозге происходят подсознательные процессы, которые, как мы считаем, заключают в себе рассмотренные выше фрактальные связи. Модель фрактального кодирования помогает объяснить, почему, стоя на большой исторической площади, чья мостовая решена в гармонии с окружающими зданиями, мы испытываем эмоциональный подъем. Если все элементы работают на связывание и гармонию, мы сами становимся неотъемлемым элементом огромного пространства, поскольку иерархически связаны с ним. Подобно тому как мы, отталкиваясь от одной детали, воссоздаем иерархию ассоциативных воспоминаний, так же мы подключаемся через одну деталь к большому сложному пространству. Это — одно из самых больших возможных архитектурно-эстетических переживаний для наблюдателя.