О старицком храмоздательстве в XVII веке

 Статья А. М. Салимова, доктора искусствоведения, члена-корреспондент РААСН, главного научного сотрудника НИИТИАГ (филиал ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России») посвящена храмовому зодчеству.

Автор обращается к факту, что на протяжении столетий обилие залежей белого камня (известняка) в Старице и её окрестностях делало этот город поставщиком данного строительного материала в различные земли нашей страны. Эти природные возможности Старица в полной мере использовала в средневековье, когда являлась вторым по значению городом Тверского княжества, а затем важным центром в структуре Московского государства. В итоге в конце XIV – XVI веках здесь было выстроено несколько каменных храмов, художественные достоинства которых позволяют поставить их в один ряд с лучшими творениями зодчих Древней Руси. 

После Смуты начала XVII века строительство каменных зданий в Старице надолго замирает. Позже оно возобновляется, но ведут его только в монастырях, поскольку Старицкий кремль в этот период – это постепенно пустеющая территория с ветшающей и быстро разваливающейся крепостью. Наиболее ранней каменной постройкой XVII столетия стал собор Вознесенского монастыря. Созданный в середине века, возможно, не без участия царской фамилии, этот храм стилистически, по всей видимости, был близок московским культовым постройкам первой половины – середины XVII века с их богатым фасадным узорочьем. Пожар, уничтоживший в 1681 году значительную часть застройки в старицком Успенском монастыре, способствовал тому, что в 80-е – 90-е годы XVII века здесь было выстроено несколько каменных корпусов, новая соборная колокольня и надвратная церковь Иоанна Богослова. Её объёмно-пространственная композиция «восьмерик на четверике» стала олицетворением тех новаторских архитектурных процессов, которые способствовали появлению на Руси нового типа храма.