Предназначение Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) при её воссоздании в первые годы становления новой России определялось как дополняющая позиция партнера и оппонента в диалоге с Министерством строительства и ЖКХ РФ. К этому времени Министерством был подготовлен ряд основополагающих законов, определивших развитие жилищной сферы и градостроительства в условиях смены социальной модели.
Законы о приватизации жилищного фонда, об основах федеральной жилищной политики, первый Градостроительный кодекс РФ, другие законодательные акты, а также Генеральная схема расселения на территории Российской Федерации, федеральная целевая программа «Жилище» и новые нормативные документы сыграли роль базовых регуляторов развития этих важнейших сторон жизни страны.
Тогда Министерство строительства выступило инициатором и организатором запуска РААСН, имея целью институционализировать свою проектно-поисковую, концептуальную и нормативно-правовую деятельность. В первую очередь – в сфере массового жилищного строительства как основы инвестиционной практики.
Практика, сложившаяся под давлением инвестиционных выгод, не встретила экономически обоснованной критики. Градостроительство не сумело стать равноправной стороной в этом тандеме - при всех имеющихся к тому основаниях. Например, преобладание железобетонных жилых зданий повышенной этажности в городской застройке влечет за собой текущие и, главное, отложенные фундаментальные издержки.
Железобетон – искусственный материал, вырабатываемый с большими затратами энергии и подлежащий для жилых объектов сносу и утилизации через несколько десятков лет. Миллионы квадратных метров жилья - это миллионы тонн мусора и материалов, требующих энергии и места для переработки. Это недопустимо – массовое производство крайне тяжело утилизируемых материалов. Необходим расчет затрат на полный жизненный цикл объектов «строительство – эксплуатация – утилизация» в нормативно действующих пятидесяти годах срока службы жилых зданий. Также требуется ответ на проблему уязвимости жителей домов повышенной этажности в чрезвычайных ситуациях.
Национальная система расселения стала деформироваться под напором каскадной модели урбанизации. Переезд во всё более крупные города побуждается предложением девелоперов: где больше строят, где есть работа, туда и едут. Расселенческая ткань, складывавшаяся веками, стягивается в точки сверхплотных центров агломераций. Стратегия пространственного развития России во многом продолжает эту линию.
В этой ситуации РААСН должна осуществлять поиск оптимумов развития. Но из паспорта национального проекта «Жилье и городская среда» следует, что нацпроект ориентирован на 80 миллионов квадратных метров многоквартирного жилья из предусмотренных 120. Это - прямая экстраполяция сложившегося принципиально ущербного положения дел. Градостроительная позиция же подразумевает совместную с РААСН поисковую работу в этом направлении.
Подготовка планов работы РААСН на 2020 и последующие годы должна ориентироваться на решительное обращение к тематике следования национальным целям и реализации национальных проектов. Исходя из позиций фундаментальности именно этого уровня для жизни страны, следует формировать повестку концептуальных, научно-методических, экспериментальных и проектных работ. Значимость таких направлений должна защищаться в первую очередь.
Свободный поиск истины, дающей силы развитию на пользу страны, должен стать главной задачей членов Академии, которых она поддерживает.
Противостоять опасным антиприродным тенденциям многоэтажного жилищного строительства и роста высотной их части, приводящим к деформациям Национальной и региональных систем расселения, необходимо в неразрывной связке теории и практики, путём формировании тематики, отвечающей задачам сегодняшнего дня. В том числе - за счет свободного поиска путей развития архитектуры, градостроительства и строительных наук за счет осуществляемой государством поддержки членов Академии.
В качестве научного руководителя крупнейшего федерального научно-исследовательского градостроительного учреждения страны, я хотел бы выразить ожидание решительных мер по обновлению повестки деятельности Академии и кадрового состава членов Академии.
Считаю необходимым координацию деятельности региональных отделений РААСН с входящими в структуру ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» учреждениями, основанную на системном взаимодействии развития и на единой информационной платформе.
От лица нашего института выражаю надежду на успешное выполнение Академией своей миссии интеллектуального центра развития архитектуры, градостроительства и строительных наук в Российской Федерации.
Научный руководитель ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России», лауреат Государственной премии Российской Федерации, почетный архитектор России, академик Международной академии архитектуры А.С. Кривов.