От генплана к мастер-плану

Интервью Марата Чабдарова -3

Реформа системы градостроительных документов призвана сократить сроки подготовки строительства

В конце 2018 года президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам расширенного заседания президиума Госсовета, состоявшегося 23 ноября 2018 года. В одном из них говорится, что к 1 марта 2019 года правительство РФ должно «представить предложения, предусматривающие переход в крупных городах от генерального плана к документу, определяющему стратегические направления градостроительного развития города». Фактически новый документ должен будет увязать между собой долгосрочные стратегические цели и текущие аспекты развития территорий. О том, какие перемены ожидают всех участников градостроительного процесса, в интервью «Стройгазете» рассказал глава ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» Марат ЧАБДАРОВ.

«СГ»: Марат Мухажирович, что сегодня представляет собой генеральный план города? И почему возникла идея отказаться от него?

Марат Чабдаров: Изначально генплан являлся проектным документом, определяющим стратегию развития города, на основании которого осуществлялись долгосрочная планировка, застройка, реконструкция и другие виды градостроительного освоения территорий. Но сейчас в крупных городах все территории, как правило, уже освоены, и для развития нужно решать более крупные проблемы — выход за границы, развитие в структуре агломерации и (или) реорганизация больших территорий в городе, для чего нужны муниципальные программы. В связи с быстро меняющимися условиями строительства, интенсивным освоением городских и пригородных территорий, реализацией крупных инвестиционных проектов генеральные планы 8-10-летней давности часто не имеют ничего общего с реальностью. Главенствующую роль сейчас играют социально-экономические и отраслевые стратегии.

«СГ»: То есть генплан как документ стратегического планирования не работает?

М. Ч.: Сегодня вся суть генплана фактически сведена к карте границ населенных пунктов, карте планируемого размещения объектов местного значения и карте функциональных зон. Генплан в его нынешнем виде не учитывает ряд важнейших градостроительных факторов, в том числе необходимость реконструкции центра города, промзон, застроенных территорий, аккуратной, точечной реставрации; развитие общественных пространств. При разработке проектов планировки часто не учитывается необходимость развития застройки в увязке с транспортной и инженерной инфраструктурами, системы общественного транспорта, а также природного каркаса города в целом.

«СГ»: Что предлагается взамен?

М. Ч.: Когда мы говорим об отказе от генплана, надо понимать, что речь идет не о простом упразднении, а о создании нового смыслового наполнения основных документов развития. Фактические границы города выходят за пределы городской черты, вокруг крупных городов давно формируются агломерации, и необходимо закладывать общую инфраструктуру, совместные резервы для развития, планировать развитие всей системы расселения. В международной практике крупные города используют двухуровневую систему. Верхний уровень — это стратегии экономического и пространственного развития. Нижний — документы землепользования, конкретизирующие действия на территориях меньшего размера. Часто между этими двумя уровнями существует еще и прослойка в виде отраслевых схем развития транспорта, инженерной инфраструктуры, развития природных территорий. Такой комплекс документов и может прийти на смену нынешнему генплану.

«СГ»: Как это должно выглядеть применительно к российским условиям?

М. Ч.: Когда мы говорим о документе, определяющем стратегические направления градостроительного развития города, мы понимаем под этим целую структуру документов. СЭР отвечают за целеполагание, устанавливают смыслы и параметры развития, отвечающие целям национальных проектов. Далее идет уровень градостроителей: создание схем и проектов пространственного развития территорий (схемы территориального планирования), которые отвечают за структурную организацию, землепользование, зоны размещения объектов и систем объектов соответствующего уровня. Затем начинают работать документы территориального планирования муниципального уровня (сегодняшний генплан) и, наконец, уже в рамках реализации — правила землепользования и застройки (ПЗЗ), проекты планировки и архитектурно-строительное проектирование. В Европе такой комплекс документов называют мастер-планом.

«СГ»: Чем мастер-план отличается от генплана?

М. Ч.: Мастер-план — это документ стратегического пространственного планирования города. Такое планирование носит долгосрочный характер и фокусируется на ограниченном числе целей и задач. В отличие от сегодняшнего генплана, сконцентрированного на вопросах землепользования и размещения в городе тех или иных объектов, концептуальная часть мастер-плана четко связана со стратегиями социальноэкономического и пространственного развития и обоснованно показывает то, каким будет город.

«СГ»: Какие практические цели преследует эта реформа?

М. Ч.: Речь идет о том, чтобы заставить документацию работать. Этот переход запланирован в целях сокращения сроков градостроительной подготовки строительства. В том же поручении президента есть, например, пункты об упрощенной корректировке ПЗЗ для размещения объектов федерального и местного значения. 

Оригинал статьи  можно посмотреть здесь