Разработаны рекомендации по развитию методики определения нормативов градпроектирования объектов спорта и физической культуры

Анализ нормативов градостроительного проектирования: требования к объектам спорта и физической культуры, проведенный кандидатом архитектуры, научным секретарем ЦНИИП Минстроя России С.И. Яхкинд, стал базой для рекомендаций по дальнейшему развитию методики определения нормативов.

Полномочия регионов по установлению обеспеченности объектами спорта и физической культуры определены положениями Федерального закона от 30.12.2004 № 190-ФЗ «Градостроительный Кодекс Российской Федерации» (далее – ГрК РФ). При разработке региональных и местных нормативов градостроительного проектирования (РНГП и МНГП) учитываются  Методические рекомендации по подготовке нормативов градостроительного проектирования (утв. приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2021 № 71; далее – Методические рекомендации Минэкономразвития), Рекомендованные нормативы и нормы обеспеченности населения объектами спортивной инфраструктуры (утв. приказом Министерства спорта РФ от 21.03.2018 № 244; далее – Рекомендации Минспорта), Методические рекомендации о применении нормативов и норм при определении потребности субъектов Российской Федерации в объектах физической культуры и спорта (утв. приказом Минспорта РФ от 19.08.2021 № 649; далее – Методические рекомендации Минспорта), а также положения СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка населенных мест».

Внимание к методике расчета обеспеченности объектами спорта и физической культуры в РГНП и МНГП возрастает, учитывая то, что все положения СП 42.13330.2016 стали добровольными к применению в связи с вступлением в действие с 1 сентября 2022 г. изменений в постановление Правительства РФ от 28.05.2021 № 815 (в ред. от 20.05.2022).

По мнению отдельных разработчиков нормативных документов РНГП и МНГП положения данных документов после их утверждения в соответствии с требованиями ст. 24 ГрК РФ приобретают силу обязательных для применения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Например, РНГП Белгородской области содержат соответствующее прямое указание: «нормативы устанавливают требования, обязательные для всех субъектов градостроительных отношений, осуществляющих свою деятельность на территории Белгородской области, независимо от их организационно-правовой формы».

В материалах, выпущенных по результатам разработки РНГП Свердловской области, напротив указывается, что РНГП «не имеют высшей юридической силы на территории региона», их нормы относятся к объектам, «осуществляемым за счет средств регионального бюджета и не относятся к объектам, осуществляемым за счет средств частных инвесторов».

Обеспеченность населения объектами для занятий массовым спортом и физической культурой уже с середины 2000-х годов становится серьезной социально-политической задачей, связанной с продолжительностью жизни населения. Это становится особенно более важным, учитывая уменьшение в начале 1990-х годов количества объектов спорта (на стадионах и во дворцах спорта размещались вещевые рынки, перепрофилировались встроенные в жилые здания помещения), связанное с изменением политической ситуации в стране, форм финансирования строительства объектов и их эксплуатации. В  «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года»   (далее - Стратегии развития спорта) базовый показатель доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, на 2020 год был определен как 43 %, а плановый на 2030 год – 70 %. При этом количество объектов спорта только за период 2015-2019 гг. выросло с 282 тыс. до 292 тыс. единиц. За сухими цифрами стоит комплекс различных мероприятий, в том числе организационных, направленных на развитие материально-технической базы: – Минспорта России, по разработки и введения в действие комплекса сводов правил для проектирования объектов спорта – Минстроя России.

Рекомендации по развитию методики определения нормативов градостроительного проектирования социальной инфраструктуры объектов спорта и физической культуры в рамках научно-исследовательской работы должны включать следующие аспекты:

1. Подготовку единой номенклатуры объектов спорта и физической культуры (включая объекты массового спорта), для которых в РНГП (МНГП) должны быть определены показатели обеспеченности и доступности, соответствующей современной терминологии , принятой в действующих сводах правил строительного нормирования.

2. Подготовку предложений          по методике расчета обеспеченности в объектах спорта, физической культуры и массового спорта для исключения неравномерности обеспеченности указанными объектами в различных регионах.

3. Проведение анализа потребности дальнейшей актуализации параметров с учетом специфики размещения объектов в субъектах Российской Федерации на примере субъектов ЦФО.