«Суперстили» глазами физика: о законах архитектурной гармонии

Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник, филиала ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» НИИТИАГ опубликовала в новом номере журнала Вестник УралНИИпроект № 2 статью о суперстилях.

Не существует единого мнения о том, какая архитектура «лучше». Причина состоит не во вкусовых предпочтениях, а в том, что традиционная архитектура больше соответствует физиологии и психологии человека. В основе их аргументов лежит чувство удовольствия, которое человек испытывает от созерцания традиционных построек, благодаря свойственной им структурной упорядоченности. Эти очень разные здания и комплексы и сегодня воспринимаются как красивые абсолютным большинством людей, что подтверждает существование выведенных Н. Салингаросом универсальных законов, управляющих структурным порядком.

Современная архитектура за считанные десятилетия обезобразила огромную часть поверхности планеты, превращая старые города в теснимые со всех сторон резервации, мало-помалу размываемые общим неумолимым потоком модернистских сооружений. Неизменная критика со стороны «простых обывателей», как и редкие голоса консервативно настроенных специалистов, практиками игнорируются. То, что зодчие веками понимали интуитивно и опытно, постигая принципы творения из наблюдений за природой и следуя сложившейся традиции, Н. Салингарос подвергает точному расчету. Черту между современной и традиционной архитектурой он и К. Александер проводят радикально. «Никто никогда не определял огромный класс мертвых сооружений, потому что почти все здания, фактически построенные или даже воображаемые примерно до 1900 года, были частью класса живых сооружений. То, что у людей есть возможность выбирать — и способность создавать — уродливые, странные здания, которые не сохраняют структуру Земли, стало открытием. На самом деле только недавно, в конце ХХ века, мы обнаружили, что класс мертвых сооружений существует, и что мы можем не просто задумывать, но и реально строить такие здания».

По мнению автора, теория Н. Салингароса и К. Александера — это, пожалуй, впервые со времен Г. Зедльмайра прозвучавшая в полный голос системная критика современной архитектуры.  Особенно следует подчеркнуть ясность их критериев оценки архитектурных объектов, позволяющих вернуться от «толерантной» безоценочной описательности к этическим и эстетическим категориям «хорошо — плохо», «прекрасно — безобразно». Решительное деление всей архитектуры на два класса оказалось глубоко созвучным собственным изысканиям автора статьи, выросшим из тезиса С.О. Хан-Магомедова о  двух суперстилях в архитектуре. А критерий соответствия / несоответствия архитектуры законам природного (Божественного) порядка — намеченной мной индикации суперстилей с помощью миметического принципа.