Впервые в России проведено изучение состояния профессионального градостроительства

Практическая значимость исследования «Формирование профессионального института современного градостроительства в разных странах мира», которое проведено в 2022 году под научным руководством доктора архитектуры, профессора, академика РААСН Ю. П. Бочарова Ю.П., заключается в дальнейшем применении результатов НИР для совершенствования организационных и методических основ функционирования высших учебных заведений градостроительной направленности и постдипломного градостроительного образования.

Актуальность полученных научных результатов продиктована отсутствием современных комплексных исследований феномена профессиональной квалификации в градостроительстве, а также очевидной недостаточностью научно-обоснованных подходов к совершенствованию профессиональной квалификации в градостроительстве с учетом общемировых и отечественных тенденций. Актуальность также обусловлена отсутствием актуальных концепций о становлении и развитии института профессиональности в отечественном градостроительстве.

Впервые в России проводилось подробное комплексное изучение состояния профессионального градостроительства на постсоветском пространстве с точки зрения функционирования и развития института профессии. К числу новых решений относится исследовательская модель «институт профессионального градостроительства», которая представляет собой системы количественных и качественных характеристик, суммарное объединение которых позволяет сделать выводы об актуальном состоянии исследуемых институтов. В основе модели – концепция о трехчастной структуре современного градостроительства (которая рассматривается посредством трех групп показателей: системы градостроительного знания (СГЗ), системы градостроительной деятельности (СГД) и системы градостроительного образования (СГО)).

Практическая значимость также состоит:

  • (потенциально) в возможности использования выводов исследования для дополнения и оптимизации профессионального стандарта «Градостроитель», образовательных стандартов по направлению «Градостроительство» и «Строительство»;
  • в разработке рабочих образовательных программ для учебного курса повышения квалификации в градостроительстве «Градостроительство и урбанистика» с учетом выявленных в процессе исследования научно-методических основ науки о градостроительстве, закономерностей эволюционного развития междисциплинарного взаимодействия в градостроительстве.